

До 1902 года в России не существовало специальных санитарных правил для судов и плотов, равно как не было никаких норм устройства жилых помещений для экипажей судов. По существу права и задачи санитарного надзора были весьма ограничены и не касались многих сторон судовой жизни. В этом отношении показательны выдержки из статьи санитарного врача водных путей сообщения царской России А.А.Десятова опубликованной в 1916 году: “В высшей степени примитивны и антигигиеничны жилища на плотах, даже трудно признать человеческими жилищами эти собачьи конуры из соломы, коры, щепок …”, “… из 38 осмотренных буксирных судов ни одно не имело кадок для питьевой воды, на 6 – ти судах отсутствовала вентиляция, на 9 – ти судах отсутствовали кухни”.
История санитарного надзора на водных путях нашего бассейна берет истоки от начала ХХ века.
В 1900 – 1901 годах в связи с эпидемиями чумы и холеры в низовьях реки Волга и распространением этих инфекций флотом, была введена должность навигационного санитарного врача, для участия в комиссиях по освидетельствованию судов.
В 1901-1910 годах холера начала проникать на реки Ока и Москва, в связи с чем в городах: Рязань, Муром, Дуденево, Вязники, организуются холерные бараки, которые были в ведении санитарных врачей. В последующем холерные бараки реорганизовываются в санитарные участки.
В 1918 открывается сеть съемных медицинских пунктов на ряде пристаней, развертываются плавучие холерные бараки. Съемные медицинские пункты в дальнейшем были реорганизованы в санитарно-контрольные отделы портов и пристаней существовавшие до 2005 года.
Таким образом, к концу 30-х, началу сороковых годов Московский бассейн с его водными путями имел теперешний вид, а на его протяжении дислоцировалось 11 санэпидстанций.
По специальному заданию СНК СССР и ЦК ВКПб в сентябре 1932 года началось строительство канала, которое продолжалось 4 года и 8 месяцев. Канал Москва – Волга по протяженности, техническому совершенству, архитектурному оформлению явился уникальным гидротехническим сооружением мира. Это явилось новой вехой в развитии санэпидслужбы на водном транспорте.
Необходимы были особые требования к санитарно-техническому оборудованию флота, исключающими загрязнение акватории сточно-фановыми и подсланевыми водами. Организация сбора и удаления с судов нечистот с дальнейшей передачей их на специальные береговые санитарно-технические сооружения.
В 1934 – 37 годах на базе психофизиологической лаборатории при Московско-Окском водздравотделе была организована Центральная научно – исследовательская лаборатория гигиены и санитарии на водном транспорте Наркомздрава (с 1965 г. это НИИГВТ МЗ СССР), что дало мощный толчок развитию гигиенической науки на водном транспорте.
Со строительством канала был решен ряд насущных проблем:
- Создан глубоководный судоходный путь, связавший Москву с рекой Волгой.
- Москва становится портом пяти морей.
- Обеспечено бесперебойное снабжение водой населения, предприятий Москвы. Произведено обводнение реки Москва.
- Преобразована природа огромной части Подмосковья и Верхней Волги.
Развитию здравоохранения на водном транспорте в силу его специфичности способствовало быстрое развитие водного транспорта, строительство судоремонтных заводов, верфей, мастерских, поселков водников при них, увеличение грузопассажирских перевозок. Все это послужило причиной организации в 1939 году Московских: Москворецкой, канальской и линейных, санэпидстанций.
Образовавшиеся, в связи со строительством канала, водохранилища и заболоченные места, послужили причиной массового выплода малярийного комара и подъема заболеваемости малярией.
В оперативном порядке были организованы две противомалярийные станции в г. Москве и пристани Б.Волга.
Работа по борьбе с малярией была трудная и требовала большой четкости и своевременности на всех участках бассейна. И с этой задачей санэпидемслужба успешно справилась, к началу 40-х годов малярия была ликвидирована.
В период строительства канала решением Наркомздрава создается Водздравотдел с дислокацией в г. Дмитрове. На Водздравотдел возлагались функции санэпидслужбы для осуществления надзора за строительством санитарно-технических сооружений, подготовкой ложа водохранилищ. Использование канала в период эксплуатации как транспортной артерии и как источника питьевого водоснабжения возложило на санэпидемслужбу чрезвычайно ответственные задачи.
Постепенно создавалась стройная система по организации санитарного надзора за флотом и охраной канала, которая в принципиальном отношении сохранилась до наших дней. На крупных пристанях: Б.Волга, Дмитров, Химки (Москва), Рыбинск создаются СКО при соответствующих санэпидстанциях.
В 1941 году с началом Великой Отечественной войны, в соответствии с требованиями времени и создавшейся обстановкой, санэпидслужба бассейна перестраивает свою работу, и основными задачами в эти годы были:
1. Обеспечение эпидемического благополучия на бассейне;
2. Надзор за организованными пассажирскими и военными перевозками на судах;
3. Сохранение нормальной работы учреждений для обслуживания населения бассейна.
Для выполнения этих задач необходимо было в первую очередь рационально расставить и использовать оставшиеся медицинские кадры, пересмотреть сеть учреждений бассейна. В 1941 году Московский бассейн стал фронтовым, была эвакуирована часть учреждений в глубь страны, а другая часть была временно свернута и сокращена и санитарно-противоэпидемическая сеть понесла потери. Бассейновая санэпидстанция эвакуируется в Шиморский затон.
Деятельность санэпидслужбы отягощалась создавшейся в первый год тяжелой военной обстановкой на фронтах..Уже в начале 1942 года, Бассейновая СЭС реэвакуируется и начинается по существу возрождение санэпидслужбы бассейна. Встают новые задачи – восстановление работы учреждений, решение кадрового вопроса. С 1944 года сеть начинает восстанавливаться.
В послевоенные годы, в связи с ростом жилищного строительства, расширением предприятий, особое значение приобрели задачи предупредительного и текущего санитарного надзора.
Встают серьезные задачи водоснабжения и канализования растущих поселков при судоремонтных заводах, районах гидросооружений. В сферу деятельности СЭС бассейна входят все объекты, имеющие отношение к труду и быту работников водного транспорта и членов их семей.
Суда начинают оснащаться емкостями, системами по сбору и удалению подсланевых, сточно-фановых вод. Данные требования распространяются на все суда, следующие в Москву по каналу. Создаются спец.причалы для приема стоков. На акваториях рек намечаются точки забора питьевой воды на суда и точки сброса нечистот с судов.
В связи с дальнейшим развитием гигиенической науки и наработкой новых научных подходов к оценке здоровья человека в зависимости от факторов окружающей среды, санитарно-эпидемиологической службой был расширен и углублён объем и перечень проводимых ранее лабораторно-инструментальных исследований. Все это способствовало укреплению лабораторной базы санэпидстанций.
В эти годы широкое развитие получили лабораторные исследования воздуха рабочей зоны на промпредприятиях, исследование воды водоемов. Получают развитие исследования в области санитарной бактериологии.
Предприятия МРП, УКиМа, ПРС начинают оснащаться качественно новым флотом: с улучшенными условиями проживания экипажей, со станциями приготовления питьевой воды, установками по очистке и обеззараживанию фекально-сточных, подсланевых вод. Начинается качественно новый подход к надзору за флотом.
Перед санэпидемслужбой встает новая задача – надзор за обеспечением судов доброкачественной питьевой водой, питанием, условиями труда и отдыха плавсостава. Начинает совершенствоваться предупредительный санитарный надзор за строительством судов.
Последние десятилетия были не менее сложными в нашей деятельности, чем предыдущие.
Пополнение флота новейшими судами зарубежной и отечественной постройки потребовало от специалистов санэпидслужбы глубоких знаний вопросов судовой гигиены, а также изучения судовой техники.
На 01.01.1947 года сеть санитарно-профилактических учреждений была полностью восстановлена и укомплектована медицинскими кадрами и была представлена 8-мью санэпидстанциями, 3 – мя санучастками, 2 – мя малярийными станциями, 5 – ю врачебно-наблюдательными станциями (СКО).
Число санэпидстанций за годы войны сократилось согласно утвержденной Минздравом РСФСР сети и вместо сокращенных санэпидстанций организованы санучастки.
Шли годы, крепла и развивалась послевоенная экономика нашей страны, развивалось советское здравоохранение, набирала сил и мужала санитарная служба.
На санэпидемслужбу бассейна возлагаются функции надзора за строящимися и восстанавливаемыми жилищно-коммунальными объектами, предприятиями торговли и общественного питания, заводами, цехами, детскими и подростковыми учреждениями, флотом.
В 50 – 60-е годы в соответствии с правительственными постановлениями на бассейне проводится интенсивная работа по охране водоемов от загрязнения флотом. Претворяются в жизнь указания по размещению цехов, промпредприятий с учетом их влияния на окружающую среду; выполняются требования к благоустройству территории населенных мест, ее озеленению.
С 1962г. по 1977 г. Главным врачом Московской бассейновой санэпидстанции был Осипов Юрий Васильевич.

Во исполнении приказа Минздрава РСФСР от 16 марта 1990 г. «О совершенствовании санитарно-противоэпидемического обеспечения работников водного транспорта» в Московском бассейне была проведена централизация управления и финансирования СЭС. Линейные санэпидстанции были выведены из подчинения Центральной бассейновой больницы и переданы Московской бассейновой СЭС на водном транспорте.
В 1993 году Московский бассейновый центр на водном транспорте преобразован в Центр госсанэпиднадзора (ГСЭН) на транспорте (водном и воздушном) в Средне-Европейском регионе. Ему переданы в подчинение Внуковский, Домодедовский и Шереметьевский центры ГСЭН на воздушном транспорте, а также Ярославский на водном. Часть линейных центров ГСЭН были сокращены, за счет чего укрупнены зональные центры – Касимовский и Белгородский, расширена лабораторная база. На начало 2002 года структура службы региона представлена региональным и четырьмя зональными центрами ГСЭН – Домодедовским, Касимовским, Ярославским, Белгородским и их структурными подразделениями в различных городах региона. Сфера деятельности распространяется на 18 областей России и включает в себя свыше 4,5 тыс. километров водных путей. После прошедшей в 2005 году реорганизации, правопреемником Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте (водном и воздушном) в Средне-Европейском регионе стали Отдел надзора на транспорте и санитарной охраны территории Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве и Филиал Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по городу Москве» на водном транспорте.
Неоценимый вклад в становление и развитие санэпидслужбы на водном транспорте внесли наши ветераны – Н.Д. Казак, Н.В. Мухин, Е.Г. Тараян и многие другие.
В последние годы наша служба претерпела серьезные преобразования, однако задачи остаются прежними и обеспечить их выполнение – это дело чести службы.